Истина в пути, и ничего ее не остановит. Э. Золя
«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» - говорил Иисус, проповедуя уверовавшим в него. “Я есмь путь и истина и жизнь” – учил Он во время Вечери. «Кто от истины, слушает гласа Моего» - ответил Он Пилату в то утро после суда Синедриона.
Что есть истина? – воскликнул в сердцах Пилат. Что есть истина, когда Тот, кто называет себя Царем Иудейским, целиком сейчас во власти римского префекта и толпы первосвященников, требующей разрешения предать его смерти? Иисус ничего не ответил язычнику Пилату. Он уже все сказал, и пришел Его час утвердить свои слова. Чтобы вслед за Пилатом миллионы других язычников задались вопросом об истине, сотни тысяч других подданных цезарей и они сами усомнились в своем всевластии, чтобы толпы сомневающихся задумались. Главное, что вопрос – Что есть истина? – прозвучал и будет звучать. А Он лишь незримо будет присутствовать со своими учениками, когда они через столетия будут нести Его Ответ по всему миру.
В 1890 году в Санкт-Петербурге на академической выставке была показана – и тут же снята с выставки и запрещена к дальнейшему передвижению по распоряжению самого императора – картина художника Николая Николаевича Ге, на которой и была написана эта сцена из Предания. Произведение так и называлась: “Что есть истина?”. И хотя картина эта составила, по словам Льва Николаевича Толстого, целую эпоху в христианском искусстве, ни одно другое произведение евангельской тематики не переживало стольких нападок, как это. И дело, как может показаться на первый взгляд, не столько в художественных свойствах этой картины - выразительной грубости, пренебрежении к деталям, бедности выбранной сцены и пугающем реализме изображения самого Христа – необычных для картин такого толка. Творчество Ге замахнулось на святая святых – абсолютную монополию государства и его церкви на истину.
Когда я – совершенно случайно – впервые увидел это произведение в репродукции, я был ошеломлен. В этой картине все было не так, как можно было бы ожидать от работы автора знаменитого исторического полотна «Царь Петр допрашивает царевича Алексея» и лучшего портрета Л.Н. Толстого. И не так, как в большинстве классических произведений на евангельские сюжеты, где Христос представлен во всем своем божественном величии в красочных, богатых декорациях, подобающих великим событиям.
«Что есть истина?» Ге показательно ломает традицию театральности в изображении самой большой драмы христианского мира и приглашает зрителя сделать шаг за пыльный занавес религиозной формы вглубь сцены - к пониманию нравственного, человеческого содержания в подвиге Христа. Словно являясь частью самого Евангелия, эта и другие картины Ге обращаются к зрителю прямо, без морализаторства и без присутствия гения художника как посредника между зрителем и происходящим. И как слова пророка, радикальный замысел художника лежит вне времени и места. Имеющий глаза да увидит.
15 февраля исполнилось 180 лет со дня рождения Николая Николаевича Ге. К этому событию Третьяковская галерея готовит в Москве масштабную выставку его работ, которая, правда, состоится еще не скоро и пройдет с 19 октября по 5 февраля.
1 комментарий:
Красивый слог
Отправить комментарий