22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу к столбам привязали два десятка человек, приговоренных к смертной казни через расстрел за «гнусный либерализм». К ним подошёл с крестом в руке священник, переломили шпагу над головой тех из них, кто дворянин; одели предсмертные рубахи. Затрещала барабанная дробь, офицер скомандовал солдатам целиться… Все мы со школьной скамьи знаем, что петрашевцев, к счастью, не расстреляли — казнь, замененную для кого ссылкой, а для кого и каторгой, инсценировали.
Одним из 123 человек, проходивших по делу петрашевцев, был художник Павел Андреевич Федотов. Он не стоял под дулами солдатских ружей в тот морозный день, он не был приговорен к ссылке, но был так же обречён стать врагом государства.
Павел Андреевич, как написано в энциклопедиях, родился в 1815 году в семье очень бедного чиновника. Закончив с отличием московский кадетский корпус, был выпущен прапорщиком в Финляндский полк и переселился в Петербург. Ещё на полях своих учебных тетрадей он оставлял карикатуры на своих товарищей и надзирателей, а в полку с успехом попробовал себя в рисовании сцен из военной жизни, за что был пожалован правом «добровольно оставить военную службу и посвятить себя живописи». Военная служба приносила хоть и малый, но постоянный доход, а вот как художник он отдавал себя на волю судьбы. Но решение было принято: изучение баталической живописи он продолжил в отставке. Изображение кавказских успехов сулило хороший доход, однако душа художника лежала к другому. По вечерам, возвратившись с курсов, где тренировался рисовать гусар и лошадей, Павел Андреевич для собственного удовольствия изображал бытовые сцены. Однако именно этими набросками был восхищен Карл Павлович Брюллов и пригласил его в Академию художеств.
Вскоре о новоиспеченом академике Федотове говорила и столица, и вся Россия, коим явились картины в доселе невиданном — юмористическом -жанре. Они изображали жизнь такой, какой её видели обыватели. Вот, пожалуй, самая известная его картина — «Свежий кавалер», на которой изображён,
Вот её фрагмент, любуемся.
А эта картина называтся "Завтрак аристократа".
Вот такой вот был незаурядный живописец, этот Павел Андреевич. Положил начало карикатуре, сатирической живописи. К своим картинам он ещё и сопровождающие стихи писал. Ударил по порокам общества удвоенной силой искусства. Общество эти пощечины приняло, посмеялось над собой, но после суда на петрашевцами поняло, что картины эти — самая настоящая пропаганда вольнодумства, и отвернулось от художника. Против него ополчилась цензура и пресса.
Едва начав сводить концы с концами (на его попечении находились родители), Павел Андреевич опять оказался в бедственном положении. В последние годы появились несколько новых картин, выбивающихся из жанра. В них не осталось места сатире, её заменила трагедия, в которой нераздельно сплелись отчаяние человека и обреченность государства. Приговор вынесен здесь уже не отдельным чванливым чиновникам, а всему социальному строю (картины «Анкор, ещё анкор!», «Игроки»).
Одна из последних и самых сильных картин художника — «Вдовушка», на которой изображена гусарская вдова на фоне описанного за долги покойного мужа имущества. И неизвестность, в которую вдова даже не решается заглянуть. Эта картина характеризует последние годы жизни художника: лихорадочно работоспособный, он имел в работе множество проектов, которые составили бы для потомков цельное полотно того времени, но случилось
Картины в открытках. Официальная биография. Картины. Много картин выставлено в Третьяковской галерее.
2 комментария:
Прекрасный художник, хороший, умный человек.
Есть кроме картин, много эскизов... Они особенно поучительны.
Это его мысли художника...
Он еще сочинял стихи и пел под гитару...
Ник Гольдман
Отправить комментарий