07 декабря, 2010

Фокус Мокуса

mockus (1)

Москвичи, а не обратить ли нам свои взгляды к опыту города Боготы, что в веселой стране Колумбии? Еще недавно боготичи страдали от того же широкого спектра преступлений против общества, нравственности и здравого смысла, что и мы с вами: коррупция управления городом, ненависть друг к другу, отсутствие общих целей и планов на будущее. И все это на фоне перманентного транспортного коллапса. В общем, никакого велбиинга, а один сплошной каунтерстрайк. Горячие южноамериканские сердца требовали перемен, то есть cambio. Но ох как трудно выйти из порочного круга насилия, когда власти города являются его основным звеном, мы знаем. Но у них, в этой ихней Боготе, получилось же!

Как? Ну, во-первых, им повезло – в Колумбии действует архаичный демократический институт выборности глав городов. Во-вторых, потомки древней цивилизации индейцев моска к тому моменту нутром почуяли, что им нужен не очередной уклюжий хозяйственник от партии власти, а моральный лидер с принципами, совестью и взглядом со стороны. А в-третьих, случилось чудо: на выборах мэра Боготы в 1995 году в списке кандидатов они увидели именного того, в ком они очень нуждались – Антанаса Мокуса, бывшего университетского ректора, человека с полным отсутствием политического опыта и порочащих его связей с местной элитой (то есть гангстерами, правительством, партиями и бизнес-гениями). Дополнительной гарантией политической непорочности послужили взгляды зеленого, профессия математика, ум философа и национальность литовца. В общем, в ситуации пан или пропал боготичи поставили на зеро. И не прогадали.

Нужно пояснить, что, литовец по происхождению, Антанас был все же не каким-то засланным гринго, а вполне себе своим парнем в Боготе – здесь он родился, вырос и дослужился до ректора Национального Университета Колумбии, крупнейшего вуза этой страны. Его родители, тоже литовцы, когда-то покинули свою социалистическую родину в поисках Эльдорадо и поселились в Боготе. А в 1952 году нашли в капусте агаве Антанаса. Сюда так и просится поэтическая сентенция о том, что европейская цивилизация, долгие столетия опустошавшая богатые изумрудные копи Колумбии, неожиданно для всех вернула аборигенам должок.

В политику мистер Мокус попал совершенно случайно. Но зато как! В 1994 году он, еще будучи ректором местного МГУ, снял штаны и исподнее перед радикально настроенной студенческой аудиторией, которая отказывалась внимать докладчикам очередной конференции. Призыв к порядку ректора Мокуса не возымел действия, но он не растерялся и ответил ассиметрично (видео), за что поплатился рабочим местом и уютной неизвестностью широким слоям населения. Увидев в таком поступке прежде всего true эмоции и смелость противостоять безумной толпе, боготичи всего год спустя проголосовали за первого в истории независимого кандидата самым большим в истории большинством голосов – аж 64%. Так началась стремительная политическая карьера Мокуса, которая на всем протяжении была сплошным ассиметричным ответом реалиям городской жизни.

А реалии эти были хуже некуда. Богота образца 1994 года была полигоном, где крутые парни вели боевые действия против других крутых парней. Трущобы сжимали город тисками бедности и невежества. То, что на бумаге осуждал закон, не осуждало общество. Плох был тот парень, у которого дрожали руки, сжимающие пистолет или взятку.

Мокусу ничего не оставалось, как, открыв забрало, броситься в бой. Но, как и подобает академику, сделал он это с умом. То есть стал бороться не с последствиями, а с первопричинами, коими, на его академический взгляд, лежали не только в бедности, но, главным образом, в несоответствии культурных ценностей, моральных установок и законов. Если бросать мусор под ноги не считается предосудительным, бесполезно издавать законы, запрещающие бросать мусор под ноги. Если люди не знают, что такое хорошо, а что такое плохо, они будут делать плохие вещи не реже хороших.

"В обществе, где человеческая жизнь больше не является ценностью, не может быть других приоритетов, кроме как возвращение жизни утраченного значения. Уважение к ближнему своему должно стать первейшей обязанностью гражданина” – говаривал Мокус. 
Новый мэр поставил себе целью тектонический сдвиг культурных пластов 6,5-миллионного города, а чтобы это сделать в отведенный 3-летний срок, нужно было быть суперменом. И Мокус стал им в прямом смысле этого слова.

mockus

В костюме супермена с буквой С на груди (citizen) он убирал мусор и очищал городские стены от граффити. Когда началась засуха, мэр снялся в ролике, принимающим душ, где призвал выключать воду, когда намыливаешь – результатом стало 40-процентное сокращение потребления воды. Таким образом он на своем примере доходчиво объяснял людям, что быть гражданином своего города – значит уважать не только себя, но и своих соседей. А быть политиком – значит видеть в электорате не только управляемую массу, а личностей, которым нужно помочь научиться уживаться друг с другом.

Мокус сделал ставку не на кнут, а на пряник. Глубокое моральное удовлетворение и одобрение окружающих может быть гораздо сильным мотиватором, чем угроза преследования по закону. Но проблема заключалась в том, что жители города часто не знали, что плохо, а что хорошо. Заслуга Мокуса в том, что он помог им в этом разобраться.

Бесполезную коррумпированную дорожную полицию Мокус разогнал, и вместо нее на перекрестки дорог вышла армия… мимов, показывающих людям красные карточки в случае нарушения правил, и зеленые – в случае соблюдения и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения. Такие же карточки раздали водителям и пешеходам. Чтобы показать водителям масштаб проблемы смертности на дорогах, места гибели пешехода под колесами стали отмечать на асфальте большими звездами. Всего было нарисовано 1500 звезд… Чтобы навести порядок среди таксистов, был создан клуб “Рыцари зебры” (имеется ввиду, очевидно, пешеходная зебра), куда принимали только вежливых и честных водителей. Их машины отмечали специальным знаком. Благодаря социальной рекламе их услуги были более востребованы, они зарабатывали больше, в их ряды вливались все больше водителей. В общем, был принят целый комплекс мер по уличной безопасности, в том числе таких заурядных, как развитие велосипединга и дни без машин, которые в конечном итоге вполовину снизили смертность на дорогах и в четыре раза – убийств.

Кроме многих других веселых вещей, мэр Мокус сделал много полезного. И налоговые поступления увеличил, и электричество с канализацией в беднейшие кварталы провел, и библиотеки построил, и коррупцию всю уволил. Но главное – положил начало целой серии независимых и талантливых мэров, которые, продолжая начатое своим последователем, кардинально изменили облик города к лучшему. В чем же фокус? Наверное, в том, что Мокус был прежде всего городским сумасшедшим романтиком, для которого город есть прежде всего “рай, где будучи предоставленным самому себе, ты всегда можешь найти единомышленников и помощников в своем деле. Главное, чтобы дело было хорошим”.

В 2010 году Антанас Мокус занял второе место в гонке за кресло президента Колумбии.

2 комментария:

Андрей Каштан комментирует...

Экс-мэр Боготы Энрике Пеньялоса, открыто выступающий за ущемление прав автомобилистов в пользу пешеходов, побывал в Киеве, рассказал, как избавить город от пробок и сделать его комфортным для жизни.
http://www.the-village.ru/village/city/infrastructure/112681-lektsiya-enrike-penyalosa

Nina Hart комментирует...

Спасибо автору. Даже и не думала, что здесь найду столько интересного.

Почитайте моих друзей

  • Добрые люди обречены на гибель/ Burkov about Shukshin - Отрывки из книги Г.И. Бурков «Хроника сердца» Окончание; см. начало записок: часть 1, часть 2 Василий Макарович Шукшин. Живой Шукшин Он очень переживал, бо...
  • - Ученые, изучающие общество, заметили, что сознание индивидуума, находящегося в одиночестве, является уязвимым со стороны галлюцинаций и иррациональных ст...

или мои предыдущие посты