02 марта, 2008

Нефть (There will be blood)

И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я — Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.

Книга пророка Иоиля (II, 23—32)

Так Иоиль описывает пришествие Последнего Суда, а Пол Томас Андерсон слово в слово его экранизирует. 

Фильм начинается с трубного воя над долинами и взгорьями Техаса, возвещающего Конец Света: "Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок (Иоиль, II, 1). Вой действительно получился страшный:  затрепетал полный зрителей зал, и перестал грызть поп-корн, и просидел в тишине 2 часа 20 минут в подземелье кинотеатра Октябрь.

Оригинальное название, конечно же, уместней, так как не заостряет внимание на второстепенной, в сущности, вещи. Нефть это одна из благодатей земных, через которую испытывается человек. Демонизировать неодушевленную вещь при том, что дьяволу нужны наши души, - значит сваливать с больной головы на здоровую.

И дьявол получает эти души. И не просто - а "с особым цинизмом": священник отрекается от Господа, а нефтяник, по собственному признанию ненавидящий всех людей вокруг, провозглашает себя Им, сначала обещая наполнение гумен хлебом, а потом творя Суд.

Полагаю, что ты, читатель, прекрасно понимаешь, что Эта История еще не закончилась.

Ссылка для православных о толковании слов пророка.

Ссылка на текст Книги на английском языке.

Комментариев нет:

Почитайте моих друзей

  • Jean-Pierre Bacri (1951 - 2021) - Грустная новость из Парижа (увидела в инстаграме Жюльетт Бинош). 18 января 2021 года от рака скончался французский актер и сценарист Жан-Пьер Бакри. Ему бы...
  • - Ученые, изучающие общество, заметили, что сознание индивидуума, находящегося в одиночестве, является уязвимым со стороны галлюцинаций и иррациональных ст...

или мои предыдущие посты