18 октября, 2008

Поезд №21 Москва - Будапешт

Можно ли перелет в другую страну на комфортном Аэробусе считать путешествием? Думаю, вряд ли: скорее это просто перемещение во времени и пространстве. Ведь по сути дела посредством самолетов происходит телепортация. Во-первых, потому что всё происходит довольно быстро, а во-вторых, потому что каждый пассажир желает, чтобы всё как можно быстрее закончилось. Лишь бы времени на duty free shop хватило. Несмотря на то, что перелёты на современном лайнере — это сущее волшебство и фантастика, мало кто находит в них упоение.

Другое дело поезд! Это особый мир, который создается у тебя на глазах. Поездка ещё не началась — а ты уже обсуждаешь со всеми, кто будет твоим соседом в купе. Запрыгнув с перрона в вагон, ты подчиняешься законам железной дороги и начинаешь выполнять особые ритуалы — поедать, присыпая солью, принесенную в фольге вареную курочку, пить из стакана в железном подстаканнике приготовленный на углях чай, покупать местные газеты в киосках и свежие хрустящие яблоки у бабушек на полустанках. И, конечно, бесконечные разговоры, разговоры, разговоры перед кинолентой пейзажей. Здесь нет фантастики и волшебства, здесь — жизнь, здесь начинается путешествие.

IMG_4799 IMG_4800

Без чего не мыслимо путешествие? Правильно, без проводника! И в поезде он есть! В каждом вагоне! Даже два.

Примерно такие мысли бродили у меня в голове, когда я решил ехать в Будапешт, в командировку, на поезде. Прокатимся?

23.30. Белорусский вокзал. Состав поезда №21 Москва – Прага ("Влтава") уже подан на перрон. Заметно, что в составе два типа вагонов. На тех, что побольше, висит табличка «Москва-Брест», а вот один из тех, что пониже и поуже - наш. Нумерация международных вагонов двойная – отечественная и через дефис международная. Выглядит, например, так: «8/256». В нашем билете номер вагона указан по международной системе.

23.40. Находим нужный вагон Предъявив проводнику билеты, проходим внутрь и видим, что компоновка вагона сильно отличается от привычной нам. Во-первых, гораздо уже боковой проход – вдвоем не разминуться. Во-вторых, все купе рассчитаны на 3-х пассажиров. В-третьих, двери в купе не сдвигаются в бок, а открываются в проход.

23.45. Озираясь, располагаемся в купе. Мой попутчик - мужчина 47 лет, тоже командировочный. Едет в Словакию. Пока сидим в креслах. В самом начале пути вы не найдете в купе лежанок - они убраны в стену. В купе есть лишь 3 довольно комфортных велюровых кресла (как в самолете!), расположенные в ряд с одной стороны купе. С другой стороны – вешалки, полка для чемоданов (на ней еще лежит лестница, чтобы забираться на верхние полки) и очень маленький столик, под крышкой которого прячется IMG_4804умывальник. Через некоторое время придет проводник и с помощью специального ключа сложит кресла (они превратятся в нижнюю полку), опустит верхние полки (одну или две, в зависимости от количества пассажиров в купе). Примечательно, что все три лежачих места находятся друг над другом.

23.50. Плавно трогаемся в путь, проносимся через Фили и Кунцево и вырываемся из Москвы. Путешествие началось!

Отступление по поводу купейной классификации. Как мы выяснили, в вагонах лишь один тип купе – на три места. То есть, нет «купе» или «СВ». Однако билеты есть трех разных классов. Если вы путешествуете обычным классом, то приготовьтесь ехать втроем и спать на третьей полке, под самым потолком (это очень неудобно). Если вы приобрели билет первого класса, тогда с вами в купе может ехать (кроме вас самих) только один человек. Можно приобрести билет на среднюю или на нижнюю полки. Билет класса «сингл» дает право путешествовать в одиночку. На люIMG_4831бой из полок.

8.00 (здесь и далее - по местному времени). Минск. Добрая половина вагона выходит здесь. Заселенными остались лишь три купе. Можно повысить класс, перейдя в соседнее, которое освободилось.

12:20. Прибыли в Брест. Здесь мы надолго – предстоит пройти паспортный и таможенный контроль и поменять колесные пары у вагонов. На все про все – 2 часа 20 минут. Это с запасом - мы справились за 1:25, а остальное время ждали расписание.

Сразу после остановки проходят пограничники и собирают паспорта. Их IMG_4828они вернут перед отъездом. Можно поговорить с офицером и попросить остаться на перроне вокзала на время смены колесных пар (т.е. на 2 часа). Если разрешит, возьмите одежду и деньги, попросите проводника закрыть купе на ключ. Если вы с детьми, особенно грудными, или в том случае, если вы - беременная женщина, я рекомендую пойти на вокзал в комнату ребенка (я, правда, не знаю, есть ли она там) – так как во время смены колес трясет и болтает нещадно.

Отступление по поводу смены колесных пар. В европейских странах, кроме, кажется, Финляндии, ширина железнодорожной колеи отличается от российской. В Испании – в большую сторону, а в остальной Европе – в меньшую. Если быть точным, колея в Европе уже на 9 сантиметров. По 4,5 см с каждой стороны. Поэтому при путешествии в Европу меняют колесные пары – целиком те тележки, на которых вагон и едет. Кстати, на время Олимпийских игр в Барселоне (92 год, если не ошибаюсь) были пущены составы из Москвы, которым приходилось на своем пути менять колесные пары дважды.

Как это происходит? После проверки пограничниками вагоны отгоняют с перрона на технологический участок (обычно, это ангар, но может быть и на улице), где все вагоны расцепляют и затем одновременно поднимают на гидравлических домкратах. На рельсах остаются лишь тележки – по две из-под каждого вагона. Когда все вагоны подняты, под них начинают закатывать тележки европейского стандарта. Они хоть и на 9 см уже, но катятся по тем же рельсам, хотя видно, что они лежат лишь наполовину на рельсе. Таким образом «новые» тележки выбивают «старые» из-под вагонов, вагоны опускаются – и все. Осталось лишь подсоединить электрические кабели к тележкам и заменить цепные устройства. Это те крючки, которыми вагоны крепятся друг к другу. Российский крючок весит 300 кг, а европейский – 20.

IMG_4817

Кстати, сам пассажирский вагон сверху насаживается на тележки с помощью штырей. Это сделано специально, чтобы при аварии вагон слетал с тяжелых тележек.

14:45. Закончили менять колесные пары. Ждем еще час, чтобы отправиться из Бреста по расписанию.

16:20. Польша. Больше границ не будет – въехали в зону Шенген. В соседнем купе, где никто не ехал, два таможенника разобрали почти вIMG_4830сё, открыли все лежаки, водили каким-то прибором по стенкам, но как ни старались – увы - ничего не нашли. По словам проводника, самая распространенная контрабанда - сигареты и водка.

За остаток дня проезжаем Польшу, а за ночь проскакиваем Чехию и Словакию. Где-то наш вагон отцепляют от основного состава, который следует до Праги, и прицепляют к какому-то европейскому поезду на Будапешт.

Рано утром въезжаем в Венгрию и вместе с поднимающимся из-за гор солнцем смотрим сквозь туман на Дунай...

8:50. Будапешт. Поезд опоздал на 20 минут, что случается, по словам проводника, редко. Ждём в тамбуре остановки состава. Он снимает с дверей деревянные запоры. На мой удивленный взгляд отвечает, что, мол, в Чехии, бывает, цыгане пытаются залезть в вагоны. Спасибо, проводник, что довез! До встречи!

Я гордо выхожу из вагона. Из всех пассажиров поезда до Будапешта доехал я один.

11 комментариев:

Михалыч комментирует...

Вот так вот.. съездить в Будапешт и не привезти мне бирдекели!!! Пля! Нах! Еп!

Ama1eur комментирует...

Дааа... рассказ о картинах Лукаса Кранаха и Питера Брейгеля (ст), Последний сюрреалист и все про путешествия - это просто супер! Очень интересный у вас блог, буду подписываться! Как на счет обменяться ссылками друг на друга в разделе "Рекомендую" ?

Ama1eur

Андрей Михайлович комментирует...

Михалычу:
Зато токайского привёз - приезжай, отметим твой загранпаспорт ))

Андрей Михайлович комментирует...

Ama1eur'у:
Очень рад, что вам понравилось! Я уже добавил ваш блог к себе в ленту, тоже буду читать. Мне, признаюсь, небезразлична Украина, так как я там родился и провёл лучшее время детства, и я очень рад получать информацию о том, что в ней происходит. Поэтому счастлив, что нашел ваш блог ;). Идею со взаимными рекомендациями однозначно поддерживаю! Нужно друг друга поддерживать!

Визитер комментирует...

Токайского, говоришь? Это гуд, договорились - в тяпницу!

twiceal комментирует...

Интересов в поезде по сравнению с самолетом множество. Очень приятно равномерное постукивание колес (для тех, кто любит) - оно убаюкивает, настраивает на дорожный лад.

Длинный получился у автора пост, тажеловато читать, но интересно

Андрей Михайлович комментирует...

Twiceal'у:
Спасибо, что зашли и огромное спасибо за отзыв! Да, согласен, читать длинно - всему виной слишком узкий темплейт... Нужно расширить раза в полтора, но для этого нужно все картинки переделывать, так что понадобится время...

Анонимный комментирует...

подскажите пож. на какой вокзал в Будапеште прибывает этот поез?

Андрей комментирует...

Гостю:

Если вы про называние, то на карте он называется так: Keleti pályaudvar.

Посмотрите у меня на карте, там еще пара полезных ссылок имеется.

cystic carcinoma комментирует...

Добрый день. замечательная статья, спасибо огромное:-)... Интересный сайт хорошо описали

Анонимный комментирует...

Self made man

Почитайте моих друзей

  • Дневник директора школы/ Diary of a School Director (1975) - Трудно удержаться от напрашивающихся аналогий с «Доживем до понедельника». Более тихий и смирный Борисов вместо харизматичного Тихонова. Более человечная, ...
  • - Ученые, изучающие общество, заметили, что сознание индивидуума, находящегося в одиночестве, является уязвимым со стороны галлюцинаций и иррациональных ст...

или мои предыдущие посты