05 октября, 2008

Старая история

Жил да был такой художник - Поль Гюстав Доре. Жил в 19 веке, в Париже, и был настолько талантливым и трудолюбивым, что стал одним из самых знаменитых иллюстраторов за всю историю этого искусства, даже не получив соответствующего образования. Некогда учиться-то было: после своего первого альбома литографий, изданного в 15 лет, он неустанно придавал облик всем героям того и нашего времени - от барона Мюнхгаузена до Иисуса Христа. Им восхищались ещё при жизни, его принимали принц и принцесса Уэльские, он - Дюма, Гюго, Листа и многих других знаменитостей. У него был офис в Лондоне. Да что там! Вместе с Микеланджело и всеми Брейгелями он - среди любимых художников Никаса Сафронова!
Так вот. Доре в том числе выполнил около 40 иллюстраций к произведению английского поэта Самюэля Тэйлора Кольрилджа "История старого моряка", которые меня, как водится, заворожили. Впрочем, как и само произведение.
Об этом - прямо сейчас...
6  mariner_ice
12 mariner_nine_fathom
14 mariner_won
28 mariner_crimson
30 mariner_dread
Как вы знаете, речь в этой балладе идёт о моряке, который рассказывает свою печальную, но поучительную историю. Его корабль занесло ветрами в Антарктику, но из ледяных клещей их вывел альбатрос, указав правильный путь. Однако, введённый в заблуждение его намерениями, герой истории сражает птицу стрелой, чем навлекает на корабль проклятие. Ну, вряд ли вы подумали о чём-то другом, глядя на картинки. Из всей команды выжил только этот самый моряк, который с тех пор, как его в конце-концов спасли, обречен рассказывать всем свою историю. Леденит душу, не правда ли?
Однако, не так прост был мистер Кольридж, чтобы затевать рассказ только лишь для того, чтобы попугать падких на всё ужасное и потустороннее современников (да и их потомков). Он был философом, романтиком, мечатателем и фантазёром. К тому курил опиум, так как был болен (а не потому, что в те времена это не воспрещалось).
Заинтересовавшись произведением и его автором, я прошерстил интернеты и обнаружил интересные интерпретации событий, изложенных в этой истории. По одной из них, альбатрос символизирует жертву Иисуса, преданного и распятого в общем-то по людскому недоумию, а моряк — Агасфера. Агасфер, он же «Вечный жид» — библейский персонаж, который в свое время отогнал от стены своего дома Христа, который хотел на неё опереться на пути на Голгофу. За это оставлен скитаться в этом мире до второго пришествия.
По другой версии, согласной с первой по части альбатроса, моряк — прототип христианского святого мученика Варвария Луканского. Его история печальна не меньше, хотя он — Слава Богу! — спасся. Варварий был разбойником (может, пиратом), который погубил многие души, однако раскаялся и, желая искупить свои смертные грехи, стал жить со скотом, ходя на коленях и локтях. После отпущения грехов священником он поселился в лесу, где был по ошибке принят за животное и убит.
Чтобы ещё больше запутать нас, автор цитирует в предисловии слова Томаса Бюрнета, теолога и космогониста, жившего в начале 18-го века (и пытавшегося математически доказать, что существующей на поверхности земли воды не хватило на Всемирный Потоп — недостающее её количество вышло из земли, отчего теперь она полая внутри):
«Я верю, что существ невидимых в мире больше, чем видимых. Но кому суждено их познать для нас? Для чего они живут? Разум человека ходит вокруг да около этих знаний, но не может их приобрести».
Вот оно что! Лишеный знания, человек обречён на мечтательство и фантазёрство в его вечном стремлении к лучшей жизни, к совершенному миру, а поэтому рано или позно его ждёт разочарование — ничто не строится так долго и не разрушается с такой быстротой, как воздушные замки. Остается лишь Вера.

2 комментария:

twiceal комментирует...

Жестко вы Сафронова:)

Вот когда читаю такие тексты, на ум приходит постоянно мысль: а как же быть нам, не одаренным талантами такой величины, безапеляционными, чистыми и самодостаточными?

Понятно, много работая можно многим и стать. Часто вспоминаю уместный пример, прекрасно сыгранный Пляттм и Шакуровым. Помните, Амати и Страдивари, вся харизма Ростислава Плятта при объяснении необходимости огромного труда для того, чтобы сделать Скрипку...

Вера комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.

Почитайте моих друзей

  • «Доживем до понедельника» (1968) /We'll Live Till Monday - Илья Семенович Мельников, учитель истории (Вячеслав Тихонов) Учитель истории, который сам скоро станет частью истории — человеком из все более непонятного ...
  • - Ученые, изучающие общество, заметили, что сознание индивидуума, находящегося в одиночестве, является уязвимым со стороны галлюцинаций и иррациональных ст...

или мои предыдущие посты