21 октября, 2008

Гражданин

Появилось ощущение, что у нас, людей 21 века, искаженное представление о времени. Бьюсь об заклад, что большинство из нас уверены, что между вымиранием динозавров и Первым Полетом в Космос разница во времени гораздо меньшая, чем между Первым Полетом В Космос и Остановкой От Греха Подальше Большого Адронного Коллайдера, и что эпоха Революций случилась где-то в районе Мезозоя, а не буквально вчера. Нам кажется, что вместе с нами время стало бежать вприпрыжку, а до этого оно ползло, как улитка. Мы уверены, что за последние 50 лет человечество сделало такой прорыв, что о том, что было раньше, можно смело забыть. Мы верим, что мы гордо развиваемся по геометрической прогрессии и время играет нам на руку.

Шиш! Мы стоим на месте, и, кажется, время отказалось двигаться дальше. Не знаю точно, где мы застряли, во всяком случае последние 60 лет мы точно находимся в тупике, из которого выхода, кажется, нет. Конечно же я рассуждаю в масштабе цивилизации, этот блог на меньшее не согласен, знаешь ли.

Ниже я собираюсь привести простой пример того, что мы в 2008 году не лучше нас же самих в 1940 году. И к чёрту нанотехнологии и проблему отцов и детей — это все наносное и здесь точно не причём!

… Знаешь, какой художественный фильм считается лучшим фильмом всех времён и народов по мнению западных кинокритиков? Я вот тоже не знал до недавнего времени — пока не столкнулся с проблемой поиска хорошего кино и не пришлось обратиться к разного рода рейтингам. Спешу поделиться - это «Гражданин Кейн», снятый Орсоном Уэллсом в 1941 году.

468px-Orson_Welles_1937

История создания и, особенно, появления этого фильма ещё более удивительна, чем сам фильм, ставший прорывом в области киноискусства. Во-первых, этот фильм снят и спродюсирован 26-летним молодым человеком (на фото ему 22, но всё же), который к тому же участвовал в написании сценария (получившего Оскара) и сыграл главную роль. Во-вторых, этот задумывавшийся игровым фильм поднимает по воле режиссера социальную проблему влияния власти и денег на человека и гражданина. А в-третьих, в основу фильма был положен поучительный образ жизни одного из самых известных и влиятельных людей того (впрочем, и этого — но об этом чуть позже в нашей программе) времени — медиамагната Уильяма Хёрста.

Герой картины, будучи урождённым миллионером, проходит сложный путь от переполняемого социальной ответственностью редактора газеты до обрюзгшего, потакающего своим прихотям старика, в конце-концов потерявшего в своем замке где-то среди 56-и спален и бесчисленного антикварного хлама смысл жизни. Тот путь, который в глазах всего остального мира завершился для него головокружительным успехом, для него самого закончился полным провалом. 

Вот пара любопытных цитат из фильма:

"Не мудрено заработать кучу денег, если вам только и нужно, что заработать кучу денег".

"Если бы я не был так богат, то стал бы по-настоящему великим человеком".

Сам старина Хёрст, реальный и суровый медиамагнат, сделал всё, чтобы помешать выходу и продвижению картины. Хотел её выкупить за баснословные деньги. Когда не получилось -запретил любое упоминание о ней во всех своих газетах и радиоточках. Мощное и яростное противодействие помешало картине, но её триумф, как и победа свободы слова, был неизбежен.

Теперь вернёмся в наше время. Внимание: цитата.

«Я с детства хотел стать директором завода. Не космонавтом, не военным, а директором. И эта мечта прошла со мной всю школу, институт, с этой мечтой я вышел в „большой мир“. Прошло совсем мало времени, и мечта реализовалась. …

Гигантское предприятие, к встрече с которым я готовился всю предыдущую жизнь. Оно потребовало всего моего образования, всего накопленного опыта. Работал запоем, по 14 часов, не вылезал из командировок, объезжал трудовые коллективы на гигантской территории в сотни тысяч квадратных километров.

Деньги… что такое деньги? … Вы не представляете, какой это восторг, когда проекты с бумаги переходят в металл, в тысячи целеустремленно движущихся машин, в гигантские сооружения, в ожившую мечту…

А потом приходит усталость, и ты осознаешь весь груз обрушившейся на тебя ответственности — за чьи-то надежды, за сотни тысяч судеб, за неизбежные несчастья, которые не смог предотвратить. И здесь понимаешь: это уже не ты воплощаешь свою мечту в жизнь, а ожившая мечта хватает твою судьбу в свои руки. Ты говоришь то, что должен, твое время распланировано на месяцы и годы, ты общаешься с теми, кто нужен „воплощенной мечте“. Ты её раб. Оглядываешься вокруг и видишь: мечта сама по себе, а жизнь идет параллельно, и то, что тебе казалось важным, не просто неважно, но и мешает чему-то гораздо более важному, что ты мог бы, да что там мог бы — должен был сделать!».

Это интервью заключённого бывшего миллиардера Ходорковского писателю Акунину, напечатанное в российской версии журнала «Эсквайр». Журнала, который отважился на свободу слова. Журнала, который принадлежит медиаимперии Хёрста.

6 комментариев:

Ama1eur комментирует...

Спасибо за комментарии!
Понравился ваш блог. Красиво и интересно. Буду изучать!

Анонимный комментирует...

Андрюха! Классно пишешь, сцуко))

Андрей Михайлович комментирует...

Друзья, спасибо за отзывы! Очень приятно, что зашли! Обязательно заходите ещё, буду рад пообщаться! К сожалению, сразу отвачеть не получается - я пишу в блог только по вечерам, после работы ;)

Визитер комментирует...

Т.е. оперативно реагировать на вопросы и пожелания любимых подписчиков не получается?? Так-так-так... А я верил ему, дурачина..))

twiceal комментирует...

Думаю, будет уместно сказать: всему свое время! Именно молодому хочется миллионов, женщин, власти. А в конце жизни теряется блеск и нужны другие ценности. Потому хотелось ввести эту поправку.

Ходорковский проиграл (во всяком случае, пока) и думаю, знал, на что идет. Наверное, недооценил решительности оппонентов. Но слова прекрасные...

Андрей Каштан комментирует...

"Если бы меня спросили, с кем бы я хотел поговорить из тех, кто уже мертв, я бы сказал: с Орсоном Уэллсом в тот момент, когда он делал «Гражданина Кейна». Но журналисты никогда не задают таких вопросов".

Л. Ди Каприо для журнала Esquire

http://esquire.ru/wil/leonardo-di-caprio

Почитайте моих друзей

  • Дневник директора школы/ Diary of a School Director (1975) - Трудно удержаться от напрашивающихся аналогий с «Доживем до понедельника». Более тихий и смирный Борисов вместо харизматичного Тихонова. Более человечная, ...
  • - Ученые, изучающие общество, заметили, что сознание индивидуума, находящегося в одиночестве, является уязвимым со стороны галлюцинаций и иррациональных ст...

или мои предыдущие посты