29 ноября, 2009

Сдвиг парадигмы

Эпизод 1. «Когда вышли пятьдесят лет после смерти Пушкина и одновременно распространились в народе его дешевые сочинения и ему поставили в Москве памятник, я получил больше десяти писем от разных крестьян с вопросами о том, почему так возвеличили Пушкина? На днях еще заходил ко мне из Саратова грамотный мещанин, очевидно сошедший с ума на этом вопросе и идущий в Москву для того, чтобы обличать духовенство за то, что оно содействовало постановке „монамента“ господину Пушкину.

В самом деле, надо только представить себе положение такого человека из народа, когда он по доходящим до него газетам и слухам узнает, что в России духовенство, начальство, все лучшие люди России с торжеством открывают памятник великому человеку, благодетелю, славе России — Пушкину, про которого он до сих пор ничего не слышал. Со всех сторон он читает или слышит об этом и полагает, что если воздаются такие-почести человеку, то, вероятно, человек этот сделал что-нибудь необыкновенное, или сильное, или доброе. Он старается узнать, кто был Пушкин, и, узнав, что Пушкин не был богатырь или полководец, но был частный человек и писатель, он делает заключение о том, что Пушкин должен был быть святой человек и учитель добра, и торопится прочесть или услыхать его жизнь и сочинения. Но каково же должно быть его недоумение, когда он узнает, что Пушкин был человек больше чем легких нравов, что умер он на дуэли, т. е. при покушении на убийство другого человека, что вся заслуга его только в том, что он писал стихи о любви, часто очень неприличные.

То, что богатырь и Александр Македонский, Чингисхан или Наполеон были велики, он понимает, потому что и тот и другой могли раздавить его и тысячи ему подобных; что Будда, Сократ и Христос велики, он тоже понимает, потому что знает и чувствует, что и ему, и всем людям надо быть такими; но почему велик человек за то, что он писал стихи о женской любви,— он не может понять».

(Л.Н. Толстой, Что такое искусство?)

Эпизод 2. «Все мы знаем отношение большинства американцев к католической церкви. Согласен, в их глазах мы архаичны и костны. Люди считают Библию заумной, даже нудной. Желая рассеять недоразумение, мы объявляем этот год годом обновления как веры, так и ритуалов. Вот, например, распятие. Да, это исконный символ нашей веры. Однако святая церковь решила отринуть устоявшийся, но слишком мрачный образ Спасителя на кресте. Иисус пришел на землю не пугать нас. Он пришел нам помочь. Христос бодрячок! Исходя из этой роли Господа мы разработали новый мажорный символ.

Я рад вам представить одно из многих на этот год запланированных прикольных новшеств проекта католичество — это круто. Итак, ликуйте. Дружище Христос!

Название символа пока не утверждено Папой, так, предварительный, условный термин. Смотрите — классный тип?!»

(к/ф “Догма”)

Комментариев нет:

Почитайте моих друзей

  • Добрые люди обречены на гибель/ Burkov about Shukshin - Отрывки из книги Г.И. Бурков «Хроника сердца» Окончание; см. начало записок: часть 1, часть 2 Василий Макарович Шукшин. Живой Шукшин Он очень переживал, бо...
  • - Ученые, изучающие общество, заметили, что сознание индивидуума, находящегося в одиночестве, является уязвимым со стороны галлюцинаций и иррациональных ст...

или мои предыдущие посты