Суд над участницами нетрадиционного молебна в Храме Христа Спасителя разорил наше уютное информационное пространство. Все новостные и персональные ленты денно и нощно наполняются подробностями дела, лучшие люди издают петиции и пишут стихи. Тридцатые Летние Олимпийские Игры и второе за последние десять лет наводнение в Крымске выдавлены на обочину общественного внимания. О скандальных законопроектах и тем более о скандальных выборах уже никто и не помнит.
Вся прогрессивная общественность, ещё недавно в едином порыве выходившая на площади и бульвары, сегодня кажется расколотой как минимум на два лагеря: тех, кто не поддерживает приговор по причине его излишней жесткости, и тех, кто не поддерживает его по причине излишней мягкости. Вся музыкальная общественность тоже расколота на великих музыкантов и великие умы. Ну и так далее.
В социальных сетях происходит натуральное форматирование социальных сетей. Теперь мы знаем гораздо больше друг о друге. Может быть, даже больше, чем следовало бы просто для приятной социальной связи. Только ленивый не лайкнул в защиту пострадавших или осужденных. Тот, кто еще вчера был просто френдом, сегодня высказался pro et contra и приобрел неожиданные черты личности. Большинство, как обычно, терпит и молчит. Но даже молчание в эти дни воспринимается как вполне конкретная точка зрения: ведь нельзя обойти shit, не заметив его. Ну и завершают картину происходящего в сетях радостные аполитичные посты от корпоративных страничек западных и местных брендов. Даже будучи частью драматичного социального контекста люди не должны забывать о своих потребительских обязанностях.
В общем, хотел он того или нет, Хамовнический суд (с мощной подачи Таганского суда) создал длящееся в пространстве и времени арт-событие, вызывающее буквально у всех глубокий эмоциональный butthurt. И это проявление настоящего искусства, хоть и в слегка забытой форме. Но дело ведь не форме, а в содержании. Ибо как говорил Л.Н. Толстой, Царство ему Небесное: “дело искусства состоит именно в том, чтобы делать понятным и доступным то, что могло быть непонятно и недоступно в виде рассуждений”. И суд над вандалистками сделал понятной и доступной одну неочевидную всем ранее истину: Русь единая стояла и будет крепко стоять на двух ногах – государстве и его Церкви. И никому не дозволялось и не дозволяется бить промеж этих ног.
И Бог здесь не причем.
3 комментария:
Славой Жижек по теме о кощунстве и лицемерии.
Советская Россия проводит исторические параллели
Художник Анна Терентьева суммирует претензии прихожанина к Церкви в свете дела
Отправить комментарий