24 мая, 2008

Кинг Жиллетт. Судьба Человека.

Вот есть мнение, что американские капиталистытм - это помешанные на деньгах толстосумы, думающие о прибыли и ни о чем большep01_1е. Это скаредные скруджимакдаки, которые интересуются общественными интересами только в рамках деятельности отдела по связям с общественностью.

Знаешь, кто разделял бы это мнение? Один из самых известных американских капиталистов современности, миллионера и облагодетеля мужской половины человечества. Кинг Кэмп Жиллетт - создатель одноразовой бритвы и компании, проданной в 2006 году за 57 миллиардов долларов - всю жизнь боролся против основополагающих законов рыночной экономики.

Пролог

1908_king_gillette_lg Кинг вырос в семье, в которой оба родителя постоянно что-то мастерили: отец в своей скобяной лавке, а мать - за обеденным столом. И не безрезультатно: кроме пары патентов, семья выпустила книгу рецептов, разошедшуюся тиражом в 3 миллиона экземпляров на пяти языках!

Это, конечно, подстегивало Кинга. Ущемляло его самолюбие и то, что он работал на своего друга, изобретателя... бутылочной пробки. Тот, видя постоянную задумчивость Жиллетта, как-то сказал: "Слушай, Кинг, если хочешь заработать на изобретении, придумай что-нибудь вроде пробки - такое, что люди выкидывают, а потом идут в магазин, чтобы купить снова".  Но изобретательство Жиллетта, как он ни старался, не шло дальше мелких улучшений этих самых пробок, которые он продавал. Но все дальше и дальше убегало время:  к 35 годам у него было только 4 патента на незначительные изобретения.

Однако, Кинг вовсе не тратил его впустую. И совет друга был дан тоже не спроста. Все это время мысли Жиллетта были заняты изобретением идеальной цивилизации.

Будущее человечества

За год до того, как его, стоящего перед зеркалом с тупой опасной бритвой, посетила гениальная мысль о конструкции одноразовой бритвы, Жиллетт публикует книгу Будущее человечества (Human Drift, 1894). В книге он разработал концепцию мегакорпорации, которая объединит общество и рынок, для того, чтобы искоренить зависть и конкуренцию. По его мнению, это почти полностью искоренит преступность и войны, так как именно конкуренция была причиной 90 процентов преступлений.

Идея Кинга была в том, что рыночные отношения, объединившие различные страны через импорт и экспорт товаров и услуг, могут быть более эффективными, если отдельные частные компании будут заменены государственными монополиями. Граждане этого государства будут иметь равные права: каждый будет держателем акций мегакорпорации.

Как результат, не будет ни конкуренции, ни рекламы, ни многочисленных посредников, ни, возможно, даже денег! "Если бы я верил в дьвола, то я был бы уверен, что конкуренция во имя наживы - самое гениальное его изобретение", - говорил Жиллетт.

Эффективность такой компании-государства будет настолько высока, что индивиду нужно будет работать всего 5 лет, чтобы прокормить себя в течение жизни.

Метрополис

В идеальном государстве все должно быть идеально. Поэтому Жиллетт придумал не только принцип его работы, но и как оно будет выглядеть. По его задумке, все американцы (а тогда их было каких-то 60 миллионов) поселятся в одном мегаполисе, который он назвал Metropolis. Было продумано все: схема города, этажность домов, их конфигурация, планы этажей и квартир, какие из домов должны обслуживать бытовые потребности населения, а какие - предназначаться для развлечений.

Вот так выглядел дом:

clip_image002[1]

У Кинга был ответ на любой вопрос относительно проживания людей в этом городе, который, кстати, должен был располагаться на берегу одного из Великих Озер - Онтарио. Заботясь об экологичности, Жиллетт предусмотрел, что электричество будет поступать от Ниагарской ГЭС.

Будущее Жиллетта

В свое время Жиллетт был далеко не единственным продолжателем дела Томаса Моора, выдумавшего в 1516 году концепцию идеального общества - Утопии. Поэтому неудивительно, что идея Метрополиса не нашла широкого отклика среди населения и затерялась среди других, не менее утопических идей, бродивших в лучших умах общества. Будущее человечества подождет, решил он и взялся за старое и ... тупое.

В 1895 году его, сорокалетнего, стоящего в командировке перед зеркалом с тупой опасной бритвой в руке, посетила-таки гениальная мысль о том, что если бы лезвие было дешевое, его не нужно было бы каждый раз точить: он бы просто выкинул старое и взял новое! Конструкция новой бритвы (пока еще не обоюдоострой) сложилась в голове сама собой, как и будущее семьи Жиллетт. "Жизнь удалась!" - телеграфировал он жене.

clip_image001[1]Пройдет еще 8 долгих лет упорного поиска подходящего сорта стали, изобретения технологии производства и мерчендайзинга этих чертовых пробок, прежде чем на свет появится первая обоюдоострая бритва Жиллетт. Всего в 1903 году было продано: 51 бритва и 168 лезвий. От безысходности добро раздавалось даром, что впоследствии было названо гениальным маркетинговым ходом. Как бы там ни было, в 1906 году Жиллетт продал бритв больше, чем на миллион долларов. К 1920 году его лицо, изображенное на упаковке каждого лезвия, разойдется тиражем в 96 миллиардов по всему свету, во многом благодаря огненным волнам первой мировой...

Будущее человечества

Успех компании был настолько оглушительным, что уже к 1910 году Жиллетт смог делегировать значительную часть управления поверенным, а сам вернуться к высоким идеалам.

На этот раз он взялся за них более чем серьезно. К 1908 году свет увидели 2 книги: 783-страничная "Спасение общества" (Gillette’s Social Redemption) и 598-страничная "Решение проблемы промышленности" (Gillette’s Industrial Solution). В 1910 году публикуется "Мировая корпорация" (World Corporation), которая является практическим руководством к действию. Книга описывает, как эта мегакомпания будет скупать землю и поглощать все предприятия.

Жиллетт не ограничился теоритизированием, а пошел еще дальше: он зарегистрировал World Corporation где-то в Аризоне и предложил Теодору Рузвельту, к тому времени ушедшему с поста президента США, миллион долларов за то, чтобы тот на 4 года возглавил компанию. Рузвельт ответил, что он не может довериться человеку, продающему бритву и при этом носящему усы.

В 1924 году при поддержке известного писателя Синклера Жиллетт смог конкретизировать свои взгляды, придать им стройную и, главное, сжатую форму и выпустить их в виде книги The People's Corporation. Как заметила The New York Times, озадаченная тем, что человек, владеющий виллами, лимузинами и двумя шоферами, пишет, что "мы впустую тратим жизнь на накопление сбережений", трудно воспринимать книгу господина Жиллетта всерьез.

Примечательна встреча между Генри Фордом и Кингом Жиллеттом, на которой лбами столкнулись две непримиримости: социалист и капиталист. Синклер, организовавший эту втречу и рассказавший о ней в своей книге Автомобильный Король, писал, что чуть не дошло до драки. В конце бесплодной беседы король бритв сказал автомобильному королю: "На вашем собственном предприятии, мистер Форд, царит порядок, вы не терпите непроизводительных трат. Но вне его царит хаос и анархия, и вы защищаете этот мир и называете свою защиту "оптимизмом"!

Предприняв еще несколько безуспешных попыток донести свои идеи, над которыми он работал 40 лет и которые он находил в общем и целом безупречными, он понял, что борется не с ветряными мельницами, а с денежным конвейером, остановить который было уже не под силу никому. Жиллетт ушел, напоследок разочарованно бросив: "Человек человеку волк" .

Эпилог

В конце жизни Кинг Жиллетт лишь формально оставался президентом своей компании. Поселившись в Калифорнии на своей апельсиновой ферме, он влезал в венчурные предприятия и неизменно прогорал. В конце концов, он обанкротился и хотел было продать свою часть акций компании Жиллетт, но ему не дали - имидж компании дороже миллионных долгов.

Его мечтам об эффективном обществе вне политики и вне конкуренции не суждено было сбыться. Но с помощью своего изобретения Жилетт все же сделал его чуточку эффективнее - ведь теперь нам не приходится идти к цирюльнику для того, чтобы побриться.

                                ~ Конец ~

Источники:

1. Gillette, The Human Drift. (Boston: New Era Publishing Co., 1894. Reprint: Delmar, N.Y.: Scholars' Facsimiles & Reprints, Inc., 1976):88-112.@www.library.cornell.edu/Reps/DOCS/gillette.htm

2. Эптон Синклер. Автомобильный король. Пер. - М.Урнова. Авт.сб. "Дельцы. Автомобильный король". М., "Правда", 1986. OCR & spellcheck by HarryFan, 13 July 2001. Повесть о фордовской Америке.

3. "The Razor King" by Howard Mansfield, 1992. @http://www.american.heritage.com

4. Утиные истории, Walt Disney Corp.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Очень интересная статья - есть о чем задуматься! Спасибо!

Анонимный комментирует...

Интересно!

Анонимный комментирует...

Дорогой Андрей Михайлович!
Хоть Вы, глубокоуважаемый, и проигнорировали мой предыдущий отзыв, я все же остаюсь преданным поклонником Вашего блога и захожу сюда УЖЕ ВТОРОЙ РАЗ!!!!!!!!!!!!!
Я (надеюсь, не возникнет вопросов, кто это я:))))))

Почитайте моих друзей

или мои предыдущие посты