Пожалуй, ни одно слово в русском языке не имеет такой тяжёлой судьбы, как слово коммунист. Если вообще есть ещё слова, у которых есть судьба.
А за это слово одни умирали, боролись, жертвовали собой. Другие готовы были пожертвовать третьими, лишь бы они не пошли за первыми. Теперь потомки и первых, и вторых, и третьих его ненавидят, его боятся, о нём не хотят слышать. И их можно понять: в противостоянии формаций, где компромисс был не возможен и бой шел не на жизнь, а на смерть, они пострадали, пожалуй, больше всех. И ради чего?
Рискну предположить, что с того момента, как в 1848 году в Лондоне собрались коммунисты всего мира и издали Манифест коммунистической партии, ни одно слово не вызывало таких сильных эмоций у всех, кто его слышал. Ни одно слово не значило так много, как это. Ни одно слово не имело столько значений. Поэтому нет более загадочного для меня слова, чем слово коммунист.
_
Я родился в то время, когда Советский Союз был на последнем издыхании. Тем не менее, я успел стать октябрёнком и проходить год в пионерах.
Для меня время развала Союза и перехода из одной декларируемой общественной формации в другую, так же декларируемую, не было связано с какими-то потрясениями. Всё случилось как-то естественно, как будто так и должно было случится рано или поздно. Не было никакой нервозности и ожидания конца света. Не было и сопротивления надвигавшемуся благопоолучию. Да, было тяжело, не было витаминов и красивых игрушек - но спасала деревня. Именно туда, к бабушкам и дедушкам, меня на лето посылали откармливаться из подмосковного военного гарнизона родители.
Признаюсь, что в семье мне не дали никакого политического образования. Хоть отец и имел партбилет, никогда политинформаций мне не читал - ни тогда, ни сейчас. Бабушки и дедушки тоже растили меня в политическом вакууме. За что я им всем и благодарен. Теперь я могу разобраться со всем этим самостоятельно и беспристрастно, сохраняя полный нейтралитет.
_
И вот на дворе двадцать первый век. Очередной цикл экономического развития ознаменовался очередным кризисом. Только ленивый не поведал миру о причинах происходящего и не дал свой прогноз. Но меня не перестают волновать две вещи.
Первая. Если механизм мировой экономики настолько прозрачен и понятен обывателю, почему же все воюют с последствиями очередного кризиса, вместо того, чтобы бороться с закономерностью их возникновения? Неужели никого не смущает, что мы справляемя с этим кризисом только лишь для того, чтобы двигаться к следующему? И можно ли вообще говорить о "стабильности" в приложении к экономическому развитию, не добавляя при этом определение "временная"?
Вторая. Самое популярное объяснение текущему мировому финансовому кризису - ипотечный кризис в США. Другими словами, вся мировая экономика пошатнулась только из-за того, что какие-то парни в одной из отраслей экономики Северной Америки напортачили.
_
Все это натолкнуло меня на мысль, что в нынешней ситуации нельзя оставаться необразованным с экономической точки зрения, т.е. анализировать ситуацию под одним углом зрения. Поэтому в поисках научной критики капиталистической теории и её фундаментальных ошибок я обратился к её антагонисту - марксизму.
В постулатах Маркса ещё предстоит разобраться. Но вот какое интереснейшее (конечно, с позиции такого дилетанта в теории мировой экономики, как я) объяснение одной фундаментальной ошибки, заложенной в капиталистических отношениях, я обнаружил буквально на первых же страницах.
Вкратце: по Марксу, капиталистические отношения обречены на перепроизводство, исходя из самой природы этих отношений. Это ведёт к экспансии на другие рынки и глобализаци экономики, а в конечном счете к сверхусложнению рыночных отношений, в определенный момент выходящих из-под контроля человека и приводящих к кризисам. Иллюстрируется это так (переходите сразу в раздел "Схема обращения всего общественного капитала").
_
Коммунизм не смог закрепиться как общественно-экономическая формация, выродившись в госкапитализм (согласен с источником), обречённый на кризисы и фиаско.
FIN
Художественный руководитель поста - Чарльз Уайт (1918-1979), писавший для чернокожих пролетариев и страдавший, что его произвеения для них не по карману.
8 комментариев:
Все так, все так... Только современный капитализм является государственно регулируемым (в большей или меньшей степени). А что до кризисов - вот что-то мне не верится в плавное поступательное развитие...
Alex,
спасибо, что зашли! Как говорится в Манифесте Компартии, поступательного развития и не может быть при нашем строе (не знаю, насколько это верно, но похоже на то, что мы видим):
"Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения.
Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи".
Человеки вообще от животных не только не ушли в лучшую сторону, а еще и двинулись в обратную. Те только ради жизни все делают, а нам все мало, мало, мало. Отсюда и все кризисы так называемые. Кому-то жемчуг мелкий, кому-то суп жидкий.
Я вообще считаю, что при развале СССР народ просто не понял, как его кидают. И согласился на якобы реформы. А Китайцы показали всем, как можно жить и при построении коммунистического общества в 21 веке
А не пора ли нам "железный занавес" вернуть?
Я думаю, что бесценный опыт, полученный в ходе исторического развития, не должен быть растерян по дороге к лучшему будущему. Пусть коммунизм не прижился, пусть капитализм не эффективен - это опыт, за который заплачено миллионами жизней и триллионами денег. Безрассудно его не использовать, глупо его отрицать, и преступно его уничтожать (замалчивая или отрицая).
Раз нельзя в одну реку войти дважды, нам предстоит понять, возможен ли третий, особый, путь. Но возможно ли найти его, не зная ни первого, ни второго?
Господа "присяжные-заседатели"!
Капитализм существует - 200 лет;
Коммунизм - 70 лет;
ДЭМОкратия - 15 лет. Что хотим строить?
Стоит для начала минимизировать кризис, в который нас втягивает АМерика. Подумайте о "занавесе".
Андрей, все верно. Но вы давно на улице были? Видали, какой опыт и как он передан?
Конечно, есть передовая прослойка населения, но не всегда она все решает. А народ тоже сила огромная и его влияние на свою же жизнь отрицать нельзя.
Думаю, правы те, кто уровень жизни и развития общества мерит по возрасту этноса. Из грязи в князи не получается.
Twiceal,
рад, что зашли!
Да, не в бровь, а в глаз - на улице бываю в промежутках между закрытием двери квартиры и открытием двери машины. Это отрывает от реальности, согласен. Каждая поездка на метро - выход в открытый космос. :-)
Но в любом случае - я знаю точно, что не знаю, кто прав, а кто виноват, что было на пользу, а что во вред. Я лишь пишу здесь о том, что мне жутко интересно. Одна из таких тем - это почему с середины 19 века народ будоражит социализм и коммунизм, есть ли в этом рациональное звено, или просто блажь "передовой прослойки населения", как вы выразились, которая повела за собой народ на баррикады без нужды самого народа в этом...
Отправить комментарий